Иосиф БродскийПотому что искусство поэзии требует слов (Конец прекрасной эпохи)

Конец прекрасной эпохи Tr En Im

Иосиф Бродский

Потому что искусство поэзии требует слов,
я — один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой, —
4 не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.

Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
8 в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя, —
12 это чувство забыл я.

В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест — белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
16 Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей —
деревянные грелки.

Этот край недвижим. Представляя объем валовой
20 чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
24 на болтах и на гайках.

Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
28 Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
32 к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
36 тут конец перспективы.

То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
40 надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —
да чешу котофея...

То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
44 то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
48 колесо паровоза.

Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
52 как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.

Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
56 времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
60 чтоб спросить с тебя, Рюрик.

Зоркость этих времен — это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить — динозавра.
64 Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.

Анализ стихотворения

Символов

2 832

Символов без пробелов

2 365

Слов

445

Уникальных слов

318

Значимых слов

157

Стоп-слов

161

Строк

66

Строф

11

Водность

64,7 %

Классическая тошнота

1,73

Академическая тошнота

3,6 %

Строфы

Строки

Рифмы

Рифмовка

6 строк, шестистишие

слов-послов-этой-мозг-киоск-газетой

AABCCB

6 строк, шестистишие

накал-зеркал-изобилья-скребя-себя-я

AABCCD

6 строк, шестистишие

сны-белизны-стрелки-щелочей-скрипачей-грелки

AABCCD

6 строк, шестистишие

валовой-головой-нагайках-смесь-здесь-гайках

AABCCB

6 строк, шестистишие

их-своих-прейскурантом-вещах-овощах-курантам

AABCCD

6 строк, шестистишие

нрав-задрав-дивы-блюдут-тут-перспективы

AABCCB

6 строк, шестистишие

властей-частей-фея-могу-слугу-котофея

AABCDB

6 строк, шестистишие

перстом-христом-мороза-стыда-следа-паровоза

AABCCB

6 строк, шестистишие

суда-сюда-оправе-стены-сны-вправе

AABCCB

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

зоркость

3

0,67 %

иза

3

0,67 %

край

3

0,67 %

вещь

2

0,45 %

взглянуть

2

0,45 %

власть

2

0,45 %

все

2

0,45 %

газета

2

0,45 %

грустный

2

0,45 %

далекий

2

0,45 %

Комментарии

  • Иосиф Бродский

    Иосиф Бродский

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.