Иосиф БродскийТак долго вместе прожили, что вновь (Шесть лет спустя)

Шесть лет спустя Tr En Im

Иосиф Бродский

Так долго вместе прожили, что вновь
второе января пришлось на вторник,
что удивленно поднятая бровь,
4 как со стекла автомобиля — дворник,
с лица сгоняла смутную печаль,
незамутненной оставляя даль.

Так долго вместе прожили, что снег
8 коль выпадет, то думалось — навеки,
что, дабы не зажмуривать ей век,
я прикрывал ладонью их, и веки,
не веря, что их пробуют спасти,
12 метались там, как бабочки в горсти.

Так чужды были всякой новизне,
что тесные объятия во сне
бесчестили любой психоанализ;
16 что губы, припадавшие к плечу,
с моими, задувавшими свечу,
не видя дел иных, соединялись.

Так долго вместе прожили, что роз
20 семейство на обшарпанных обоях
сменилось целой рощею берез,
и деньги появились у обоих,
и тридцать дней над морем, языкат,
24 грозил пожаром Турции закат.

Так долго вместе прожили без книг,
без мебели, без утвари, на старом
диванчике, что — прежде чем возник —
28 был треугольник перпендикуляром,
восставленным знакомыми стоймя
над слившимися точками двумя.

Так долго вместе прожили мы с ней,
32 что сделали из собственных теней
мы дверь себе — работаешь ли, спишь ли,
но створки не распахивались врозь,
и мы прошли их, видимо, насквозь
36 и черным ходом в будущее вышли.

Песенка для поднятия настроения ;-)

Анализ стихотворения

Символов

1 177

Символов без пробелов

985

Слов

182

Уникальных слов

133

Значимых слов

54

Стоп-слов

64

Строк

36

Строф

6

Водность

70,3 %

Классическая тошнота

2,24

Академическая тошнота

7,5 %

Строфы

Размер: пятистопный ямб

Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге

Строки

Рифмы

Рифмовка

6 строк, шестистишие

вновь-вторник-бровь-дворник-печаль-даль

ABABCC

6 строк, шестистишие

снег-навеки-век-веки-спасти-горсти

ABABCD

6 строк, шестистишие

новизне-сне-психоанализ-плечу-свечу-соединялись

AABCDB

6 строк, шестистишие

роз-обоях-берез-обоих-языкат-закат

ABCDEE

6 строк, шестистишие

книг-старом-возник-перпендикуляром-стоймя-двумя

ABABCC

6 строк, шестистишие

ней-теней-спишь_ли-врозь-насквозь-вышли

AABCCB

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

вместе

5

2,75 %

долгий

5

2,75 %

прожить

5

2,75 %

над

2

1,10 %

Комментарии

  • Иосиф Бродский

    Иосиф Бродский

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

  • Замечательное стихотворение под названием 'Шесть лет спустя' (1968), посвященное возлюбленной автора - Марианне Басмановой.

    После нежного описания всепоглощающей близости, первых 3 шестистиший, тревожным звоночком отзывается фраза 'и деньги появились У ОБОИХ'. Абсолютно всё - общее, а деньги 'У ОБОИХ', это что, значит - порознь?

    'и тридцать дней над морем, языкат, грозил пожаром Турции закат' расшифровывается просто - деньги появились, поехали на целый месяц в отпуск в Крым, где огненные закаты грозят пожаром расположенной на другом конце моря Турции.

    А вот дальше начинается какая-то заумь:

    Так долго вместе прожили без книг,
    без мебели, без утвари, на старом
    диванчике, что - прежде чем возник -
    был треугольник перпендикуляром,
    восставленным знакомыми стоймя
    над слившимися точками двумя.

    Что за геометрия в лирическом стихотворении? А дело вот в чем. Представьте себе лист бумаги, разделенный на две половинки вертикальной чертой посередине. Левая половина листа - это то, что 'было', прошедшее, а правая - настоящее ('стал').

    'Был' перпендикуляр: проведите мысленно горизонтальную линию и поставьте точку над ней. Эта точка - 'знакомые'. Опустите из неё перпендикуляр на прямую. В основании перпендикуляра (в точке пересечения с прямой), две слившиеся в одну точки - ОН и ОНА. Для всех знакомых эти две точки были неотделимы одна от другой.

    На правой половине листа та же прямая, та же точка над ней ('знакомые'), вот только две точки внизу, на прямой, разбежались в стороны, и получился ('возник') треугольник. Из обобщенной точки 'знакомые' выделилась одна, которая и превратила картинку в банальный любовный треугольник. И результат не заставил себя ждать:

    Так долго вместе прожили мы с ней,
    что сделали из собственных теней
    мы дверь себе - работаешь ли, спишь ли,
    но створки не распахивались врозь,
    и мы прошли их, видимо, насквозь
    и черным ходом в будущее вышли.

    Ничто не вечно под луною. Даже самая сильная, казалось бы, неразрушимая любовь, со временем умирает.

    Категория времени занимает центральное место в творчестве Бродского. Он остро чувствует время, ощущает его всем своим существом.

    Ответить

  • Существует трехфакторная теория любви Роберта Стернберга. Графически его теория изображается в виде треугольника. Граням треугольника соответствуют: дружеские отношения, интимная близость и бытовая среда. Я думаю, что имеется ввиду, что прежде чем они обзавелись устроенным бытом их отношения держались лишь на 2-х остальных гранях (то есть, получается перпендикуляр). Такая любовь по Стернбергу называется романтической.

    "Так долго вместе прожили без книг,
    без мебели, без утвари на старом
    диванчике, что - прежде, чем возник,-
    был треугольник перпендикуляром,
    восставленным знакомыми стоймя
    над слившимися точками двумя."

    Как раз о бытовых вещах и говорится в начале этой строфы.

    Ответить

  • Екатерина Ремарк,
    Но ведь это скорее биссектриса..
    Мне Ваша версия очень нравится, но с точки зрения геометрии - не вяжется..

    Ответить