Иосиф БродскийТри старухи с вязаньем в глубоких креслах (Лагуна)

Лагуна Tr En Im

Иосиф Бродский

Три старухи с вязаньем в глубоких креслах
толкуют в холле о муках крестных;
пансион «Аккадемиа» вместе со
4 всей Вселенной плывет к Рождеству под рокот
телевизора; сунув гроссбух под локоть,
клерк поворачивает колесо.

И восходит в свой номер на борт по трапу
8 постоялец, несущий в кармане граппу,
совершенный никто, человек в плаще,
потерявший память, отчизну, сына;
по горбу его плачет в лесах осина,
12 если кто-то плачет о нем вообще.

Венецийских церквей, как сервизов чайных,
слышен звон в коробке из-под случайных
жизней. Бронзовый осьминог
16 люстры в трельяже, заросшем ряской,
лижет набрякший слезами, лаской,
грязными снами сырой станок.

Адриатика ночью восточным ветром
20 канал наполняет, как ванну, с верхом,
лодки качает, как люльки; фиш,
а не вол в изголовьи встает ночами,
и звезда морская в окне лучами
24 штору шевелит, покуда спишь.

Так и будем жить, заливая мертвой
водой стеклянной графина мокрый
пламень граппы, кромсая леща, а не
28 птицу-гуся, чтобы нас насытил
предок хордовый Твой, Спаситель,
зимней ночью в сырой стране.

Рождество без снега, шаров и ели,
32 у моря, стесненного картой в теле;
створку моллюска пустив ко дну,
пряча лицо, но спиной пленяя,
Время выходит из волн, меняя
36 стрелку на башне — ее одну.

Тонущий город, где твердый разум
внезапно становится мокрым глазом,
где сфинксов северных южный брат,
40 знающий грамоте лев крылатый,
книгу захлопнув, не крикнет «ратуй!»,
в плеске зеркал захлебнуться рад.

Гондолу бьет о гнилые сваи.
44 Звук отрицает себя, слова и
слух; а также державу ту,
где руки тянутся хвойным лесом
перед мелким, но хищным бесом
48 и слюну леденит во рту.

Скрестим же с левой, вобравшей когти,
правую лапу, согнувши в локте;
жест получим, похожий на
52 молот в серпе, — и, как чорт Солохе,
храбро покажем его эпохе,
принявшей образ дурного сна.

Тело в плаще обживает сферы,
56 где у Софии, Надежды, Веры
и Любви нет грядущего, но всегда
есть настоящее, сколь бы горек
не был вкус поцелуев эбре и гоек,
60 и города, где стопа следа

не оставляет — как челн на глади
водной, любое пространство сзади,
взятое в цифрах, сводя к нулю —
64 не оставляет следов глубоких
на площадях, как «прощай» широких,
в улицах узких, как звук «люблю».

Шпили, колонны, резьба, лепнина
68 арок, мостов и дворцов; взгляни на-
верх: увидишь улыбку льва
на охваченной ветров, как платьем, башне,
несокрушимой, как злак вне пашни,
72 с поясом времени вместо рва.

Ночь на Сан-Марко. Прохожий с мятым
лицом, сравнимым во тьме со снятым
с безымянного пальца кольцом, грызя
76 ноготь, смотрит, объят покоем,
в то «никуда», задержаться в коем
мысли можно, зрачку — нельзя.

Там, за нигде, за его пределом
80 — черным, бесцветным, возможно, белым —
есть какая-то вещь, предмет.
Может быть, тело. В эпоху тренья
скорость света есть скорость зренья;
84 даже тогда, когда света нет.

Анализ стихотворения

Символов

2 764

Символов без пробелов

2 313

Слов

431

Уникальных слов

325

Значимых слов

142

Стоп-слов

127

Строк

84

Строф

14

Водность

67,1 %

Классическая тошнота

2,00

Академическая тошнота

3,5 %

Строфы

Строки

Рифмы

Рифмовка

6 строк, шестистишие

креслах-крестных-со-рокот-локоть-колесо

ABCDDE

6 строк, шестистишие

трапу-граппу-плаще-сына-осина-вообще

AABCCB

6 строк, шестистишие

чайных-случайных-осьминог-ряской-лаской-станок

AABCCB

6 строк, шестистишие

ветром-верхом-фиш-ночами-лучами-спишь

AABCCB

6 строк, шестистишие

мертвой-мокрый-а_не-насытил-спаситель-стране

AABCDE

6 строк, шестистишие

ели-теле-дну-пленяя-меняя-одну

AABCCB

6 строк, шестистишие

разум-глазом-брат-крылатый-ратуй-рад

ABCDDC

6 строк, шестистишие

сваи-и-ту-лесом-бесом-рту

ABCDDC

6 строк, шестистишие

когти-локте-на-солохе-эпохе-сна

AABCCB

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

ночь

4

0,93 %

оно

4

0,93 %

тело

3

0,70 %

башня

2

0,46 %

глубокий

2

0,46 %

город

2

0,46 %

грапп

2

0,46 %

звук

2

0,46 %

лев

2

0,46 %

локоть

2

0,46 %

Комментарии

  • Иосиф Бродский

    Иосиф Бродский

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.