Осип МандельштамВ столице северной томится пыльный тополь (Адмиралтейство)

Адмиралтейство Tr En Im

Осип Мандельштам

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
4 Сияет издали — воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота — не прихоть полубога,
8 А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
12 Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря —
И вот разорваны трех измерений узы
16 И открываются всемирные моря.

Песенка для поднятия настроения ;-)

Анализ стихотворения

Символов

592

Символов без пробелов

505

Слов

81

Уникальных слов

74

Значимых слов

40

Стоп-слов

19

Строк

16

Строф

4

Водность

50,6 %

Классическая тошнота

1,00

Академическая тошнота

0,0 %

Строфы

Размер: шестистопный ямб

Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге

Строки

Рифмы

Рифмовка

4 строки, четверостишие

тополь-циферблат-акрополь-брат

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

недотрога-петра-полубога-столяра

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

господство-человек-превосходство-ковчег

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

медузы-якоря-узы-моря

ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

Семантическое ядро отсутствует.

Комментарии

  • Осип Мандельштам

    Осип Мандельштам

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

  • Петербург - это город, который не может не вызывать интерес. Его неоднозначный образ привлекает как обычных граждан, так и людей искусства: поэтов, писателей, художников. Одни находят “град Петров” величественным, царственным творением (А.С.Пушкин “Люблю тебя, Петра творенье...”), другие считают, что его истинная суть - это грязь, одиночество, нищета (Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”, Н.В.Гоголь “Невский проспект”). Сколько же событий повидало сравнительно молодое детище Петра Великого! Сколько необычных метафор о нем было заключено в стихотворных строках! Сколько людей, однажды побывавших в Санкт-Петербурге навсегда сохранили его в своих сердцах!
    Осип Мандельштам - один из тех, кто был очарован этим городом-легендой. Имя и судьба поэта неразрывно связаны с Петербургом. Здесь он провёл свое детство и написал свои первые стихотворения, здесь прошла его юность, здесь Мандельштам познакомился с Гумилевым и Ахматовой. Стихотворение “Адмиралтейство”, написанное в 1913 году, вошло в сборник “Камень”. В момент написания Мандельштам уже отошел отфилософии символизма и причислил себя к течению акмеизма. Трагические и мистические символы уступили место более осязаемым вещам, в частности произведениям мировой архитектуры.Осип Мандельштам считает, что Адмиралтейство, величественность и монументальность которого он смог отразить в нескольких строках, это венец трудов архитекторов, строителей, “преемников Петра”, оставивших ощутимый след в истории.
    Итак, тема стихотворения — само здание Адмиралтейства, расположенное в центре Петербурга. С темой закономерно связана идея стихотворения: это идея творчества. Творчество — это «пятая стихия», созданная человеком, она преодолевает время, она не божественна, но рукотворна, так как создается трудом «простого столяра», то есть обычного человека.Через все произведение тонкой нитью проскальзывает образ корабля. В первой строфе адмиралтейство — это «фрегат», затем он предстает перед нами в виде “ладьи воздушной”, а в третьем катрене “ковчег”. Этот корабль будто плывет в темной зелени, которая тоже ассоциируется с морем. Образ всемирных морей — это преодоление реального пространства и времени, то есть сама вечность. Кроме того, ключевые слова стихотворения связаны с идеей стихотворения: красота, хищный глазомер, пятая стихия, созданная свободным человеком, — это стихия творчества, которая позволяет преодолеть «пространства превосходство».
    Для написания данного произведения Мандельштам использует шестистопный ямб с пиррихием (безударной стопой) в первой и третьей строке каждого катрена, рифмовка перекрестная. Мелодичным звучание становится благодаря чередованию мужской и женской рифм. Данное произведение богато эпитетами: “ладья воздушная”, “хищный глазомер”, “капризные медузы”, “всемирные моря”. Кроме того, в нем присутствует аллитерация: в первой строфе часто повторяются звуки “с” и “т” (“столице”, “северной”, “тополь”, “сияет”). Эти звуки тихие, приглушенные как и образ Адмиралтейства. В первой строфе все преисполнено покоем: “томится тополь”, “запутался в листве...циферблат”, само здание горделиво и величественно “сияет издали”. В последних же строках все чаще встречается звонкое, громогласное “р”: “сердито”, “капризные”, “брошены”, “ржавеют”, “разорваны”, “измерений”, “моря”. И вот узы разрываются, пятая стихия освобождается, сбрасывает оковы рабства и человек (“плуги брошены”), и перед ним открывается бесконечный простор. Границы трех измерений меркнут по сравнению с волей, устремлениями и талантами человека, которым нет предела.
    Таким образом, в стихотворении О. Мандельштама «Адмиралтейство» изображено одно из самых примечательных и знаковых архитектурных произведений северной столицы России, города Санкт-Петербурга. В этом произведении автор не только любуется красотами города, с помощью образа здания Адмиралтейства он хочет донести до читателей мысль: человек способен преодолеть господство четырех стихий — воды, земли, огня и воздуха — при помощи пятой стихии, стихии творчества. Адмиралтейство сравнивается с ковчегом, который отрицает превосходство пространства. Этот корабль, это величественное архитектурное строение плывет в вечность: перед ним раскрыты “всемирные моря”, творение его создателей будет сохранено в веках.

    Ответить