Николай НекрасовНе гулял с кистенем я в дремучем лесу (Огородник)

Огородник Tr En Im

Николай Некрасов

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь,
Я свой век загубил за девицу-красу,
4 За девицу-красу, за дворянскую дочь.

Я в немецком саду работал по весне,
Вот однажды сгребаю сучки да пою,
Глядь, хозяйская дочка стоит в стороне,
8 Смотрит в оба да слушает песню мою.

По торговым селам, по большим городам
Я недаром живал, огородник лихой,
Раскрасавиц девиц насмотрелся я там,
12 А такой не видал, да и нету другой.

Черноброва, статна, словно сахар бела!..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она — ничего, постояла, прошла,
16 Оглянулась: за ней как шальной я глядел.

Я слыхал на селе от своих молодиц,
Что и сам я пригож, не уродом рожден, —
Словно сокол гляжу, круглолиц, белолиц,
20 У меня ль, молодца, кудри — чесаный лен..

Разыгралась душа на часок, на другой...
Да как глянул я вдруг на хоромы ее —
Посвистал и махнул молодецкой рукой,
24 Да скорей за мужицкое дело свое!

А частенько она приходила с тех пор
Погулять, посмотреть на работу мою
И смеялась со мной и вела разговор:
28 Отчего приуныл? что давно не пою?

Я кудрями тряхну, ничего не скажу,
Только буйную голову свешу на грудь...
«Дай-ка яблоньку я за тебя посажу,
32 Ты устал, — чай, пора уж тебе отдохнуть».

— «Ну, пожалуй, изволь, госпожа, поучись,
Пособи мужику, поработай часок».
Да как заступ брала у меня, смеючись,
36 Увидала на правой руке перстенек...

Очи стали темней непогодного дня,
На губах, на щеках разыгралася кровь.
«Что с тобой, госпожа? Отчего на меня
40 Неприветно глядишь, хмуришь черную бровь?»

— «От кого у тебя перстенек золотой?»
— «Скоро старость придет, коли будешь все знать».
— «Дай-ка я погляжу, несговорный какой!» —
44 И за палец меня белой рученькой хвать!

Потемнело в глазах, душу кинуло в дрожь,
Я давал — не давал золотой перстенек...
Я вдруг вспомнил опять, что и сам я пригож,
48 Да не знаю уж как — в щеку девицу чмок!..

Много с ней скоротал невозвратных ночей
Огородник лихой... В ясны очи глядел,
Расплетал, заплетал русу косыньку ей,
52 Целовал-миловал, песни волжские пел.

Мигом лето прошло, ночи стали свежей,
А под утро мороз под ногами хрустит.
Вот однажды, как я крался в горенку к ней,
56 Кто-то цап за плечо: «Держи вора!» — кричит.

Со стыдом молодца на допрос привели,
Я стоял да молчал, говорить не хотел...
И красу с головы острой бритвой снесли,
60 И железный убор на ногах зазвенел.

Постегали плетьми, и уводят дружка
От родной стороны и от лапушки прочь
На печаль и страду!.. Знать, любить не рука
64 Мужику-вахлаку да дворянскую дочь!

Анализ стихотворения

Символов

2 464

Символов без пробелов

2 033

Слов

403

Уникальных слов

239

Значимых слов

122

Стоп-слов

175

Строк

64

Строф

16

Водность

69,7 %

Классическая тошнота

2,00

Академическая тошнота

5,6 %

Строфы

Размер: четырёхстопный анапест

Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге

Строки

Рифмы

Рифмовка

4 строки, четверостишие

лесу-ночь-красу-дочь

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

весне-пою-стороне-мою

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

городам-лихой-там-другой

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

бела-допел-прошла-глядел

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

молодиц-рожден-белолиц-лен

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

другой-ее-рукой-свое

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

пор-мою-разговор-пою

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

скажу-грудь-посажу-отдохнуть

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

поучись-часок-смеючись-перстенек

ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

глядеть

4

0,99 %

знать

3

0,74 %

ночь

3

0,74 %

перстенек

3

0,74 %

песня

3

0,74 %

бела

2

0,50 %

вдруг

2

0,50 %

госпожа

2

0,50 %

давать

2

0,50 %

дать-ка

2

0,50 %

Комментарии

  • Николай Некрасов

    Николай Некрасов

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.