Николай НекрасовДело под вечер, зимой (Генерал Топтыгин)

Генерал Топтыгин Tr En Im

Николай Некрасов

Дело под вечер, зимой,
И морозец знатный.
По дороге столбовой
4 Едет парень молодой,
Мужичок обратный:
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
8 Да дорога не гладка —
Рытвины, ухабы.
Нагоняет ямщичок
Вожака с медведем:
12 «Посади нас, паренек,
Веселей поедем!»
— «Что ты? с мишкой?» — «Ничего!
Он у нас смиренный,
16 Лишний шкалик за него
Поднесу, почтенный!»
— «Ну садитесь!» — Посадил
Бородач медведя,
20 Сел и сам — и потрусил
Полегоньку Федя...
Видит Трифон кабачок,
Приглашает Федю.
24 «Подожди ты нас часок!» —
Говорит медведю.
И пошли. Медведь смирен,
Видно, стар годами,
28 Только лапу лижет он
Да звенит цепями...

Час проходит; нет ребят,
То-то выпьют лихо!
32 Но привычные стоят
Лошаденки тихо.

Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
36 Заворочался в санях
Михайло Иваныч,
Кони дернули; стряслась
Тут беда большая —
40 Рявкнул мишка! — понеслась
Тройка как шальная!

Колокольчик услыхал,
Выбежал Федюха,
44 Да напрасно — не догнал!
Экая поруха!

Быстро, бешено неслась
Тройка — и не диво:
48 На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
«Очищай дорогу!
52 Сам Топтыгин-генерал
Едет на берлогу!»
Вздрогнет встречный мужичок,
Жутко станет бабе,
56 Как мохнатый седочок
Рявкнет на ухабе.
А коням подавно страх —
Не передохнули!
60 Верст пятнадцать на весь мах
Бедные отдули!

Прямо к станции летит
Тройка удалая.
64 Проезжающий сидит,
Головой мотая;
Ладит вывернуть кольцо
Вот и стала тройка;
68 Сам смотритель на крыльцо
Выбегает бойко;
Видит, ноги в сапогах
И медвежья шуба,
72 Не заметил впопыхах,
Что с железом губа,
Не подумал: где ямщик
От коней гуляет?
76 Видит — барин материк,
«Генерал», — смекает.
Поспешил фуражку снять:
«Здравия желаю!
80 Что угодно приказать,
Водки или чаю?..»
Хочет барину помочь
Юркий старичишка;
84 Тут во всю медвежью мочь
Заревел наш мишка!
И смотритель отскочил:
«Господи помилуй!
88 Сорок лет я прослужил
Верой, правдой, силой;
Много видел на тракту
Генералов строгих,
92 Нет ребра, зубов во рту
Не хватает многих,
А такого не видал,
Господи Исусе!
96 Небывалый генерал,
Видно, в новом вкусе!..»

Прибежали ямщики
Подивились тоже:
100 Видят — дело не с руки,
Что-то тут негоже!
Собрался честной народ,
Все село в тревоге;
104 «Генерал в санях ревет,
Как медведь в берлоге!»
Трус бежит, а кто смелей,
Те — потехе ради —
108 Жмутся около саней;
А смотритель сзади.
Струсил, издали кричит:
«В избу не хотите ль?»
112 Мишка вновь как зарычит...
Убежал смотритель!
Оробел и убежал,
И со всею свитой...

116 Два часа в санях лежал
Генерал сердитый.
Прибежали той порой
Ямщик и вожатый;
120 Вразумил народ честной
Трифон бородатый
И Топтыгина прогнал
Из саней дубиной...
124 А смотритель обругал
Ямщика скотиной...

Анализ стихотворения

Символов

2 587

Символов без пробелов

2 174

Слов

389

Уникальных слов

268

Значимых слов

164

Стоп-слов

118

Строк

125

Строф

8

Водность

57,8 %

Классическая тошнота

2,24

Академическая тошнота

6,0 %

Строфы

Размер: четырёхстопный хорей

Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге

Строки

Рифмы

Рифмовка

29 строк, многоостишие

зимой-знатный-столбовой-молодой

смешанная

4 строки, четверостишие

ребят-лихо-стоят-тихо

ABAB (перекрёстная)

8 строк, восьмистишие

конях-ночь-санях-иваныч

ABAC DEDE

4 строки, четверостишие

услыхал-федюха-догнал-поруха

ABAB (перекрёстная)

16 строк, многоостишие

неслась-диво-раз-ретиво

ABAB CDCD EFEF GAGA

36 строк, многоостишие

летит-удалая-сидит-мотая

смешанная

18 строк, многоостишие

ямщики-тоже-руки-негоже

смешанная

10 строк, десятистишие

лежал-сердитый-порой-вожатый

ABBB BBAB AB

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

медведь

5

1,29 %

сани

5

1,29 %

смотритель

5

1,29 %

генерал

4

1,03 %

конь

4

1,03 %

мишка

4

1,03 %

тройка

4

1,03 %

ямщик

4

1,03 %

дорога

3

0,77 %

тут

3

0,77 %

Комментарии

  • Николай Некрасов

    Николай Некрасов

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.