Булат ОкуджаваПо Смоленской дороге — леса, леса, леса (По Смоленской дороге)

По Смоленской дороге Tr En Im

Булат Окуджава

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —
4 две вечерних звезды — голубых моих судьбы.

По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо,
все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
8 покороче б, наверно, дорога мне легла.

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
12 две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Песенка для поднятия настроения ;-)

Анализ стихотворения

Символов

509

Символов без пробелов

423

Слов

76

Уникальных слов

39

Значимых слов

14

Стоп-слов

26

Строк

12

Строф

3

Водность

81,6 %

Классическая тошнота

2,65

Академическая тошнота

26,5 %

Строфы

Строки

Рифмы

Рифмовка

4 строки, четверостишие

леса-столбы-глаза-судьбы

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

лицо-дела-кольцо-легла

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

леса-гудят-глаза-глядят

ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

дорога

7

9,21 %

смоленский

7

9,21 %

лес

6

7,89 %

столб

4

5,26 %

твой

3

3,95 %

глядеть

2

2,63 %

голубой

2

2,63 %

гудеть

2

2,63 %

звезда

2

2,63 %

Комментарии

  • Булат Окуджава

    Булат Окуджава

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

  • Тема: дорожные размышления о любви и разлуке.
    Идея: любовь вплетена в судьбу.
    Композиция стихотворения подчинена ходу размышлений. В первой строфе вечерние звезды ассоциируются с глазами любимой, от их выражения зависит судьба лирического героя. Вторая строфа пронизана озареньем, что если бы его любили, судьба, может, была бы проще и легче. Но никто не удержал, не обнадежил. И третья строфа с болью констатирует холод.
    Основным художественным приемом - указывающим на принадлежность к песенному жанру - является повтор. «Смоленская дорога» и ее приметы (столбы и леса по обочинам) повторяются неоднократно.
    Эпитеты холодные и вечерние голубые звезды.
    Сравнение: звезды, как глаза.
    Метафоры: кольцо руки, и, наверное, дорога –судьба..
    Рифмы в строфах перекрестные: 1-3; 2-4. Мужские: акцент на последний слог.
    Ритмика своеобразная. В каждой строчке три анапестовые стопы, а затем две ямбовых. Но т.к. это песня, получается мелодично и выразительно.
    Бардовская песня – особый жанр. Здесь достигается полное единство слов, мелодии и исполнения. Личность автора проявляется в полной мере. Но каждый, напевая эти строки, вкладывает в них что-то свое, частичку своей души, судьбы, характера. «По смоленской дороге» я часто напеваю одна и всегда готова подхватить.

    Ответить