Борис ПастернакКак в пулю сажают вторую пулю (Петербург)

Петербург Tr En Im

Борис Пастернак

Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
4 Петром разряжен без осечки.

О, как он велик был! Как сеткой конвульсий
Покрылись железные щеки,
Когда на Петровы глаза навернулись,
8 Слезя их, заливы в осоке!

И к горлу балтийские волны, как комья
Тоски, подкатили; когда им
Забвенье владело; когда он знакомил
12 С империей царство, край — с краем.

Нет времени у вдохновенья. Болото,
Земля ли, иль море, иль лужа, —
Мне здесь сновиденье явилось, и счеты
16 Сведу с ним сейчас же и тут же.

Он тучами был, как делами, завален.
В ненастья натянутый парус
Чертежной щетиною ста готовален
20 Врезалася царская ярость.

В дверях, над Невой, на часах, гайдуками,
Века пожирая, стояли
Шпалеры бессонниц в горячечном гаме
24 Рубанков, снастей и пищалей.

И знали: не будет приема. Ни мамок,
Ни дядек, ни бар, ни холопей.
Пока у него на чертежный подрамок
28 Надеты таежные топи.

Волны толкутся. Мостки для ходьбы.
Облачно. Небо над буем, залитым
Мутью, мешает с толченым графитом
32 Узких свистков паровые клубы.

Пасмурный день растерял катера.
Снасти крепки, как раскуренный кнастер.
Дегтем и доками пахнет ненастье
36 И огурцами — баркасов кора.

С мартовской тучи летят паруса
Наоткось, мокрыми хлопьями в слякоть,
Тают в каналах балтийского шлака,
40 Тлеют по черным следам колеса.

Облачно. Щелкает лодочный блок.
Пристани бьют в ледяные ладоши.
Гулко булыжник обрушивши, лошадь
44 Глухо вьезжает на мокрый песок.

Чертежный рейсфедер
Всадника медного
От всадника — ветер
48 Морей унаследовал.

Каналы на прибыли,
Нева прибывает.
Он северным грифилем
52 Наносит трамваи.

Попробуйте, лягте-ка
Под тучею серой,
Здесь скачут на практике
56 Поверх барьеров.

И видят окраинцы:
За Нарвской, на Охте,
Туман продирается,
60 Отодранный ногтем.

Петр машет им шляпою,
И плещет, как прапор,
Пурги расцарапанный,
64 Надорванный рапорт.

Сограждане, кто это,
И кем на терзанье
Распущены по ветру
68 Полотнища зданий?

Как план, как ландкарту
На плотном папирусе,
Он город над мартом
72 Раскинул и выбросил.

Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был,
76 Город — вымысел твой.

Улицы рвутся, как мысли, к гавани
Черной рекой манифестов.
Нет, и в могиле глухой и в саване
80 Ты не нашел себе места.

Воли наводненья не сдержишь сваями.
Речь их, как кисти слепых повитух.
Это ведь бредишь ты, невменяемый,
84 Быстро бормочешь вслух.

Песенка для поднятия настроения ;-)

Анализ стихотворения

Символов

2 354

Символов без пробелов

1 964

Слов

365

Уникальных слов

257

Значимых слов

153

Стоп-слов

121

Строк

84

Строф

21

Водность

58,1 %

Классическая тошнота

2,00

Академическая тошнота

4,6 %

Строфы

Размер: разностопный амфибрахий

Стопа: трёхсложная с ударением на 2-м слоге

Строки

Рифмы

Рифмовка

4 строки, четверостишие

пулю-свечке-улиц-осечки

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

конвульсий-щеки-навернулись-осоке

отсутствует (белые стихи)

4 строки, четверостишие

комья-им-знакомил-краем

отсутствует (белые стихи)

4 строки, четверостишие

болото-лужа-счеты-же

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

завален-парус-готовален-ярость

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

гайдуками-стояли-гаме-пищалей

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

мамок-холопей-подрамок-топи

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

ходьбы-залитым-графитом-клубы

ABBA (смежная)

4 строки, четверостишие

катера-кнастер-ненастье-кора

ABBA (смежная)

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

над

4

1,10 %

туча

4

1,10 %

нева

3

0,82 %

чертежный

3

0,82 %

балтийский

2

0,55 %

бить

2

0,55 %

ветер

2

0,55 %

волна

2

0,55 %

всадник

2

0,55 %

глухой

2

0,55 %

Комментарии

  • Борис Пастернак

    Борис Пастернак

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.