Борис ПастернакКак в пулю сажают вторую пулю (Петербург)

Петербург Tr En Im

Борис Пастернак

Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
4 Петром разряжен без осечки.

О, как он велик был! Как сеткой конвульсий
Покрылись железные щеки,
Когда на Петровы глаза навернулись,
8 Слезя их, заливы в осоке!

И к горлу балтийские волны, как комья
Тоски, подкатили; когда им
Забвенье владело; когда он знакомил
12 С империей царство, край — с краем.

Нет времени у вдохновенья. Болото,
Земля ли, иль море, иль лужа, —
Мне здесь сновиденье явилось, и счеты
16 Сведу с ним сейчас же и тут же.

Он тучами был, как делами, завален.
В ненастья натянутый парус
Чертежной щетиною ста готовален
20 Врезалася царская ярость.

В дверях, над Невой, на часах, гайдуками,
Века пожирая, стояли
Шпалеры бессонниц в горячечном гаме
24 Рубанков, снастей и пищалей.

И знали: не будет приема. Ни мамок,
Ни дядек, ни бар, ни холопей.
Пока у него на чертежный подрамок
28 Надеты таежные топи.

Волны толкутся. Мостки для ходьбы.
Облачно. Небо над буем, залитым
Мутью, мешает с толченым графитом
32 Узких свистков паровые клубы.

Пасмурный день растерял катера.
Снасти крепки, как раскуренный кнастер.
Дегтем и доками пахнет ненастье
36 И огурцами — баркасов кора.

С мартовской тучи летят паруса
Наоткось, мокрыми хлопьями в слякоть,
Тают в каналах балтийского шлака,
40 Тлеют по черным следам колеса.

Облачно. Щелкает лодочный блок.
Пристани бьют в ледяные ладоши.
Гулко булыжник обрушивши, лошадь
44 Глухо вьезжает на мокрый песок.

Чертежный рейсфедер
Всадника медного
От всадника — ветер
48 Морей унаследовал.

Каналы на прибыли,
Нева прибывает.
Он северным грифилем
52 Наносит трамваи.

Попробуйте, лягте-ка
Под тучею серой,
Здесь скачут на практике
56 Поверх барьеров.

И видят окраинцы:
За Нарвской, на Охте,
Туман продирается,
60 Отодранный ногтем.

Петр машет им шляпою,
И плещет, как прапор,
Пурги расцарапанный,
64 Надорванный рапорт.

Сограждане, кто это,
И кем на терзанье
Распущены по ветру
68 Полотнища зданий?

Как план, как ландкарту
На плотном папирусе,
Он город над мартом
72 Раскинул и выбросил.

Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был,
76 Город — вымысел твой.

Улицы рвутся, как мысли, к гавани
Черной рекой манифестов.
Нет, и в могиле глухой и в саване
80 Ты не нашел себе места.

Воли наводненья не сдержишь сваями.
Речь их, как кисти слепых повитух.
Это ведь бредишь ты, невменяемый,
84 Быстро бормочешь вслух.

Анализ стихотворения

Символов

2 354

Символов без пробелов

1 964

Слов

365

Уникальных слов

257

Значимых слов

153

Стоп-слов

121

Строк

84

Строф

21

Водность

58,1 %

Классическая тошнота

2,00

Академическая тошнота

4,6 %

Строфы

Размер: разностопный амфибрахий

Стопа: трёхсложная с ударением на 2-м слоге

Строки

Рифмы

Рифмовка

4 строки, четверостишие

пулю-свечке-улиц-осечки

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

конвульсий-щеки-навернулись-осоке

отсутствует (белые стихи)

4 строки, четверостишие

комья-им-знакомил-краем

отсутствует (белые стихи)

4 строки, четверостишие

болото-лужа-счеты-же

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

завален-парус-готовален-ярость

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

гайдуками-стояли-гаме-пищалей

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

мамок-холопей-подрамок-топи

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

ходьбы-залитым-графитом-клубы

ABBA (смежная)

4 строки, четверостишие

катера-кнастер-ненастье-кора

ABBA (смежная)

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

над

4

1,10 %

туча

4

1,10 %

нева

3

0,82 %

чертежный

3

0,82 %

балтийский

2

0,55 %

бить

2

0,55 %

ветер

2

0,55 %

волна

2

0,55 %

всадник

2

0,55 %

глухой

2

0,55 %

Комментарии

  • Борис Пастернак

    Борис Пастернак

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.