Александр ПушкинМне скучно, бес (Сцена из Фауста)

Сцена из Фауста Tr En Im

Александр Пушкин

Мне скучно, бес.
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
4 Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
8 Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
12 Зевай и ты. Сухая шутка!
Найди мне способ как-нибудь
Рассеяться. Доволен будь
Ты доказательством рассудка.
16 В своем альбоме запиши:
Fastidium est quies — скука
Отдохновение души.
Я психолог... о вот наука!..
20 Скажи, когда ты не скучал?
Подумай, поищи. Тогда ли,
Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?
24 Тогда ль, как розами венчал
Ты благосклонных дев веселья
И в буйстве шумном посвящал
Им пыл вечернего похмелья?
28 Тогда ль, как погрузился ты
В великодушные мечты,
В пучину темную науки?
Но — помнится — тогда со скуки,
32 Как арлекина, из огня
Ты вызвал наконец меня.
Я мелким бесом извивался,
Развеселить тебя старался,
36 Возил и к ведьмам и к духам,
И что же? все по пустякам.
Желал ты славы — и добился, —
Хотел влюбиться — и влюбился.
40 Ты с жизни взял возможну дань,
А был ли счастлив? Перестань,
Не растравляй мне язвы тайной.
В глубоком знанье жизни нет —
44 Я проклял знаний ложный свет,
А слава... луч ее случайный
Неуловим. Мирская честь
Бессмысленна, как сон... Но есть
48 Прямое благо: сочетанье
Двух душ... И первое свиданье,
Не правда ль? Но нельзя ль узнать
Кого изволишь поминать,
52 Не Гретхен ли? О сон чудесный!
О пламя чистое любви!
Там, там — где тень, где шум древесный,
Где сладко-звонкие струи —
56 Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был... Творец небесный!
Ты бредишь, Фауст, наяву!
60 Услужливым воспоминаньем
Себя обманываешь ты.
Не я ль тебе своим стараньем
Доставил чудо красоты?
64 И в час полуночи глубокой
С тобою свел ее? Тогда
Плодами своего труда
Я забавлялся одинокой,
68 Как вы вдвоем — все помню я.
Когда красавица твоя
Была в восторге, в упоенье,
Ты беспокойною душой
72 Уж погружался в размышленье
(А доказали мы с тобой,
Что размышленье — скуки семя).
И знаешь ли, философ мой,
76 Что думал ты в такое время,
Когда не думает никто?
Сказать ли? Говори. Ну, что?
Ты думал: агнец мой послушный!
80 Как жадно я тебя желал!
Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
84 Невинно предалась она...
Что ж грудь моя теперь полна
Тоской и скукой ненавистной?..
На жертву прихоти моей
88 Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем:
Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
92 Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело; —
Так на продажную красу,
Насытясь ею торопливо,
96 Разврат косится боязливо...
Потом из этого всего
Одно ты вывел заключенье...
Сокройся, адское творенье!
100 Беги от взора моего!
Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
104 Я даром времени не трачу.
Что там белеет? говори.
Корабль испанский трехмачтовый,
Пристать в Голландию готовый:
108 На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь: она
112 Недавно вам подарена.
Все утопить. Сейчас.

Песенка для поднятия настроения ;-)

Анализ стихотворения

Символов

3 003

Символов без пробелов

2 507

Слов

481

Уникальных слов

298

Значимых слов

157

Стоп-слов

207

Строк

113

Строф

1

Водность

67,4 %

Классическая тошнота

2,00

Академическая тошнота

4,2 %

Строфы

Строки

Рифмы

Рифмовка

бес-фауст-предел-преступает

смешанная

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

скука

4

0,83 %

все

3

0,62 %

душа

3

0,62 %

зевать

3

0,62 %

бес

2

0,42 %

влюбиться

2

0,42 %

глубокий

2

0,42 %

грудь

2

0,42 %

деть

2

0,42 %

желать

2

0,42 %

Комментарии

  • Александр Пушкин

    Александр Пушкин

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.