Федор СологубМы — плененные звери

* * * Tr En Im

Федор Сологуб

Мы — плененные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
4 Мы открыть их не смеем.

Если сердце преданиям верно,
Утешаясь лаем, мы лаем.
Что в зверинце зловонно и скверно,
8 Мы забыли давно, мы не знаем.

К повторениям сердце привычно, —
Однозвучно и скучно кукуем.
Все в зверинце безлично, обычно.
12 Мы о воле давно не тоскуем.

Мы — плененные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
16 Мы открыть их не смеем.

Анализ стихотворения

Символов

417

Символов без пробелов

344

Слов

67

Уникальных слов

40

Значимых слов

23

Стоп-слов

24

Строк

16

Строф

4

Водность

65,7 %

Классическая тошнота

1,41

Академическая тошнота

16,8 %

Строфы

Размер: двухстопный анапест

Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге

Строки

Рифмы

Рифмовка

4 строки, четверостишие

звери-умеем-двери-смеем

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

верно-лаем-скверно-знаем

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

привычно-кукуем-обычно-тоскуем

ABAB (перекрёстная)

4 строки, четверостишие

звери-умеем-двери-смеем

ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

Слово

Кол-во

Частота

глухой

2

2,99 %

голосить

2

2,99 %

давно

2

2,99 %

дверь

2

2,99 %

запереть

2

2,99 %

зверинец

2

2,99 %

зверь

2

2,99 %

лаять

2

2,99 %

открыть

2

2,99 %

пленить

2

2,99 %

Комментарии

  • Федор Сологуб

    Федор Сологуб

    Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

  • Глухо заперты двери,
    Мы открыть их не смеем.

    Эти строки повторяются дважды – в начале и в конце стихотворения, что усиливает ощущение тяжести и беспросветности жизни. Бытие у Сологуба – это непреходящее страдание, к которому человек привыкает, лирический герой вжился в роль “маленького человека”: жизнь не вызывает у героя никаких чувств, он принимает собственную малость, униженность, скорбность и не хочет ничего менять: “Мы – плененные звери...”.

    Зверь, поселившийся в сердце и душах людей, страшен. От него нельзя спастись. Зверь ограничивает размеры пространства, в котором живут люди. Жизнь и смерть возможны лишь там, где царит зверь. За пределами этого пространства жизни и смерти нет. Там пустота.

    Образ зверя символичен. Он связан с новозаветным преданием о конце света, согласно которому антихрист должен обрести лик зверя, искушающего и ужасающего людей. А. Белый писал: “Образ рока превращается в хищного зверя, нападающего на простых, диких людей, поклоняющихся ему, как Богу. Дикий зверь сумел найти нас и теперь, проходя сквозь стены, сооруженные культурой, в виде наследственного безумия”.

    Ответить