Алексей Толстой — Колокольчики мои
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
№4 Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
№8 Головой качая?
Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
№12 Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
№16 Темно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
№20 Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой, —
№24 А куда? не знаю!
Он ученым ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
№28 Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
№32 Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
№36 К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
№40 Знает бог единый! (...)
Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
№44 Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
№48 Головой качая?
Песенка для поднятия настроения ;-)
Анализ стихотворения
Символов | 990 |
Символов без пробелов | 824 |
Слов | 163 |
Уникальных слов | 96 |
Значимых слов | 56 |
Стоп-слов | 64 |
Строк | 48 |
Строф | 1 |
Водность | 65,6 % |
Классическая тошнота | 2,45 |
Академическая тошнота | 12,3 % |
Строфы
Размер: разностопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге
Строки | Рифмы | Рифмовка |
— | мои-степные-меня-голубые | смешанная |
Семантическое ядро
Слово | Кол-во | Частота |
конь | 6 | 3,68 % |
цветик | 4 | 2,45 % |
знать | 3 | 1,84 % |
лететь | 3 | 1,84 % |
степной | 3 | 1,84 % |
темно-голубой | 3 | 1,84 % |
бег | 2 | 1,23 % |
веселый | 2 | 1,23 % |
глядеть | 2 | 1,23 % |
деть | 2 | 1,23 % |
Комментарии
василиса
Историко-литературный комментарий. В данном произведении на первый план выходят патриотические чувства лирического героя.
В нём воссоздаётся величественная картина объединения земель вокруг Москвы, соединения Руси, расширение её пределов. Поэт показывает, как представители многочисленных народов приходят в Москву
и просят русского царя принять их под своё покровительство. Царь рад этому, принимает с отеческой заботой и любовью. Картина пира, данная в предпоследней строфе, создаёт атмосферу всеобщего ликования и радости.
Поэт выражает надежду, что Русь будет сильной державой, способной отразить в нужный момент удар врага. Литературоведческий анализ. Стихотворение интересно с точки зрения композиции и организации пространства.
В нём даётся масштабный образ России, показанный во многих ракурсах. Читатель становится свидетелем постепенного расширения пространства: сначала его взору предстаёт поле, усеянное колокольчиками,
он видит всадника, скачущего на коне, стремящегося в неизвестную даль. Затем перед взором читателя открывается картина столичного города,
где происходит встреча русского царя с представителями иных народов. Толстой воссоздаёт здесь важнейший этап в жизни страны: объединение русских земель вокруг Москвы,
что привело к укреплению могущества и величия Руси. К концу стихотворения пространство вновь сужается, взору читателя вновь предстаёт картина русского поля,
которое мило сердцу лирического. Таким образом, здесь можно говорить о кольцевой композиции.
Алексей Толстой
Ну что, нормальный анализ так никто и не сделал?.. Неужели так сложно определить тему, идею и основную мысль стихотворения? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы описать, какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.